Андрей Терехов (ddt_ru) wrote,
Андрей Терехов
ddt_ru

Category:

Дивертисменты и валторны

Сегодня начнем с музыкального фрагмента. Вашему вниманию предлагается 2-й дивертисмент Моцарта (K.131), точнее, третья его часть, менуэт. Продолжительность этой части - 5 минут 37 секунд:



Божественная музыка! Этот менуэт мне так понравился, что я прослушал его не один десяток раз. Затем я стал изучать то, что о нем написано, и теперь готов рассказать о нем подробней.

Прежде всего, нужно сказать пару слов о том, что такое дивертисмент. Почти всегда это было музыкальное произведение из нескольких частей, которую заказывали для какого-то события. Это могла быть свадьба или даже празднование выпуска из университета (дарю идею :) Мероприятие могло происходить и на свежем воздухе (скажем, в саду), поэтому нужно было писать для таких инструментов, которыми можно было играть на ходу. Например, рояль не годился :) По тем же причинам дивертисменты часто начинались и заканчивались маршами. Последнее, что нужно сказать о дивертисментах - они не должны были отвлекать от самого мероприятие (т.е. служили фоновой музыкой) и почти всегда они исполнялись ровно один раз. По этим причинам большинство таких произведений нигде не печаталось и забывались практически сразу после исполнения.

Обязательной частью любого дивертисмента были менуэты - в конце концов, что за вечеринка без танцев?! Конкретно в этом дивертисменте менуэтов два, мы слушаем первый.

Открывается он традиционным набором инструментов - две скрипки, альт и виолончель. Первые 50 секунд они исполняют две мелодии, причем каждая из них повторяется два раза. Подозреваю, что для 95% слушателей это небольшой сюрприз, но оказывается, в классической музыке почти всё повторяется по два раза, чтобы мелодия получше запомнилась. Оставшиеся 5% спишем на слушателей, у которых есть настоящее музыкальное образование или тех, кто сам сидит в оркестре :-)) Запомним про повтор мелодии, мы потом к нему еще вернемся.

Самое интересное в этом менуэте начинается на отметке 12:44 (напоминаю, что начало менуэта в 11:50, т.к. это третья часть дивертисмента в целом). Струнные тут замолкают и в ход вступает квартет духовых инструментов. Если вы не можете определить на слух, что это такое, то не расстраивайтесь - я тоже не смог :) однако Интернет знает всё, поэтому рассказываю - это валторны.

Набор из четырех валторн - это, на самом деле, редкость. Да что там, даже одна солирующая валторна - это не такое уж частое явление. Валторна - это вам не скрипка и даже не труба, Википедия прямо заявляет, что "тембр у этого инструмента грубоватый". Кроме того, во времена Моцарта у валторн не было вентилей, клапанов и прочих усовершенствований XIX века, поэтому попадать в правильные ноты на них было трудно. Какому композитору придет в голову писать для такого сомнительного инструмента, не говоря уже о том, чтобы для четырех валторн сразу?

Одно из возможных объяснений для такого необычного решения в том, что в Зальцбурге в это время жил прекрасный валторнист, Игнац Лёйтгеб, и Моцарт решил убить двух зайцев сразу - организовал халтурку для друга, а заодно развлек себя и остальных необычным набором инструментов.

Чуть не забыл рассказать самое смешное - не удивляйтесь, но 4 валторны исполняют... трио! В те времена менуэты следовали одному и тому же формату, который выглядел вот так:

Танец (aabb) - Трио (ccdd) - Танец (ab)

где "a, b, c, d" обозначают разные мелодии. В нашем случае танец - это та часть, которую исполняли струнные (и мы уже помним, что там каждую мелодию повторяли), а трио - это как раз валторны и есть, но только почему трио, если их четыре? А ни почему, "так положено". Оказывается, в стародавние времена эту часть традиционно исполняли три инструмента. Конкретно в этом случае Моцарту потребовалось четыре, но не менять же из-за это устоявшееся название?

Впрочем, менуэт на валторнах только начинается. После их сольного выступления возвращаются струнные инструменты и исполняют уже знакомую нам мелодию. Такая "прослойка" будет после каждого трио, которых в этом случае будет три.

На отметке 14:00 начинается второе трио, в этот раз действительно с тремя инструментами - флейтой, гобоем и фаготом. Потом опять струнные, а с 15:08 начинается третье трио, в котором участвуют все инструменты из предыдущих трио - флейта, гобой, фагот и 4 валторны. Затем опять струнные, обратите внимание - в этот раз без повторений мелодии! - значит, мы приближаемся к концу произведения. Наконец, на отметке 16:18 начинается кода, в которой участвуют все 11 инструментов одновременно.

Всю эту красоту Моцарт написал, когда ему было всего 16 лет. Через несколько лет Моцарт уедет из Зальцбурга, дивертисменты практически пропадут из его композиторского репертуара и будут заменены более серьезными формами. Большинство из написанного Моцартом в юные годы на заказ не сохранится, да и из того, что было напечатано, не так уж многое по-прежнему регулярно исполняется. Однако, это произведение выбивается из общего ряда и во многом предвосхищает гениальные произведения "взрослого" Моцарта.

Не пожалейте времени, прослушайте весь дивертисмент от начала до конца, можно даже в качестве фона для каких-то других занятий. В конце концов, именно для этого он и был написан :)
Tags: k131, Моцарт, музыка
Subscribe

  • Искандер про жизнь с безумцем

    Фазиль Искандер блестяще описал реалии жизни в Советском Союзе, а заодно и чудовищную ломку, которая произошла с людьми после распада СССР:…

  • AlphaZero, шахматы и искусственный интеллект

    Сразу несколько человек спросило меня, что я думаю о нашумевшей победе AlphaChess над Stockfish, означает ли это конец шахмат и т.д. Чтобы не…

  • Победа в турнире

    Вчера мне довелось сыграть в небольшом турнире, организованном сингапурскими шахматистами. Идея была в том, чтобы собраться небольшой компанией,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments